В период с 06 по 20 ноября 2024 года состоялись 19 городских методических объединений (ГМО), в которых приняли участие около 450 педагогических и руководящих работников из учреждений дополнительного образования, дошкольных и общеобразовательных организаций города. Объединяя творческие инициативы участников всех ГМО, предлагаю краткий обзор некоторых заседаний.
ГМО «Естественнонаучное направление»(координатор – Краснова Т.А., заместитель директора МАУДО «ДЭБЦ»). Тема: «Семья – волшебный символ жизни на Земле».
Тема выбрана не случайно. Она обобщает плодотворную работу образовательных организаций по воспитанию семейных ценностей: любовь, уважение, взаимопонимание, поддержка.
Краснова Т.А. рассказала о разработанных ею методических рекомендациях в виде готовых кейсов для проведения занятий по семейному воспитанию, которые включают в себя: интеллектуальные мероприятия, сценарии родительских собраний и классных часов, спортивно-развлекательные конкурсы и марафоны.
Практическую часть методического объединения представили педагоги: Кислякова Т.Н. (МАУДО «ЦДТ») – Интеллектуальная игра «Семья – начало всех начал», Мустафина Е.К. (МАУДО «ДЭБЦ») – Деловая игра «Семейные ценности», Ермолаева А.А. (МАУДО «ДЭБЦ») – Практикум «Раздельный сбор мусора и отходов в семье», Селина Н.В. и Новикова И.Т. (МАУДО «ДЭБЦ») – Интерактивная семейная квест-игра «Лото по-Оренбургски».
В ходе городского методического объединения удалось обсудить множество актуальных вопросов, требующих внимания и инновационных подходов к изучению данной темы. Было подчеркнуто, что семья – это не просто объединение людей, это важнейший институт, который формирует наши ценности, традиции и взгляды на жизнь.
Тема «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, творческого объединения и общества» была рассмотрена на ГМО «Боевые искусства»(координатор – Гаранкина Л.Ю., педагог МАУДО «МЦДОД»).
Как спланировать работу педагогу дополнительного образования, чтобы ребенок принял ценности своих родителей и общества? Какие эффективные формы работы применить? Участники заседания попытались ответить на эти вопросы, а также рассмотреть варианты оказания методической помощи педагогам в организации взаимодействия учащихся с родителями (Мамбеталина Р.Г., МАУДО «МЦДОД») и повышения психолого-педагогической культуры родителей (Блинова Г.Л., МЦДОД). Чуриков С.А. (МАУДО «МЦДОД») на основе своих наблюдений и педагогической практики сделал вывод о том, что успех ребенка всецело зависит от успеха триады «семья – руководитель творческого объединения – общество».
Представленный опыт по сохранению традиционных семейных ценностей как основы преемственности поколений заслуживает внимания и изучения не только в Год семьи, что и было отмечено всеми присутствующими.
Слова А.С. Макаренко: «Труд – могучий воспитатель в педагогической системе воспитания» стали девизом ГМО Декоративно-прикладное искусство» (координатор – Золина С.К., заведующий отделом МАУДО «ДТДиМ»).
«Трудовое воспитание в дополнительном образовании: успешный опыт, новый взгляд, современные подходы» – так звучала тема заседания. На примере образцового детского коллектива «Театр моды «Лора» (МАУДО «ДТДиМ») организацию трудового воспитания представила Марченко С.В. Творческий диалог «Ребенок – творец, порождающий другие миры» с участниками заседания вела педагог коллектива Сайганова Е.А.
Содержательный разговор вдохновил на размышления о том, насколько богата детская фантазия и как она способна создавать уникальные образы. В заключении был сделан вывод, что важно вовремя заметить инициативу, поддержать и поощрить способность ребенка к творчеству.
В рамках практической части методического объединения все участники посетили интересные мастер-классы, где познакомились с азами проектной деятельности дизайна костюма, создали миниатюру реквизита «Пицца», изготовили эффектную текстильную брошь.
В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе учатся жить». Как на практике это происходит, было показано на ГМО «Детские общественные организации»(координатор – Якушев А.С., педагог-организатор МАУДО «ДТДиМ»), которое состоялось на базе МОАУ «НОШ №33»).
Заседание по вопросу «Вовлечение в социально-полезную деятельность детской общественной организации учащихся начальной школы» было проведено для руководителей детских общественных организаций и первичных отделений «Движения Первых» образовательных организаций города Оренбурга. Участники познакомились с особенностями реализации программы «Орлята России», когда на основе российских базовых национальных ценностей выделяются ценностные основания программы: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Главный принцип участия в Программе – всё делать вместе, сообща и делать для других. Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение.
Воспитание в коллективно-творческой деятельности было продемонстрировано на мастер-классах «Игропрактика» педагогами-организаторами Муканаевой И.А., Киви А.Э., Атановой Н.В., Рашитовой О.М. и Климкиной Л.Ю. (МАУДО «ДТДиМ»), учителем Секачевой Е.В. (МОАУ «СОШ №88»).
Коваль Т.Р., советник директора по воспитанию МОАУ «СОШ №88», в своем выступлении подчеркнула, что участие в федеральных проектах позволяет обновить формы и методы воспитательной деятельности, учесть новые запросы и предложения учащихся и их родителей, а также использовать новые ресурсы воспитательной среды.
На ГМО «Педагоги-психологи» (координатор – Харитонова Н.В., педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ») говорили об уникальном направлении в психологической практике как арт-терапия, которая подходит как детям, так и взрослым, и относится к психологическому воздействию искусством, используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.
Педагоги-психологи из ЦДТ Промышленного района Ахметова Д.А. и Рыдлева О.А. рассказали об опыте использования методасказкотерапиив работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и методе изотерапии – при работе с детьми дошкольного возраста. Педагоги-психологи МАУДО «ДТДиМ» Вуколова И.В. и Бочарова Н.В. представили метод фрактального рисования для диагностики и коррекции психоэмоционального и физиологического состояния детей и взрослых и практические навыки рисования методом эбру-терапии.
Участники методического объединения пришли к единому мнению: метод арт-терапии помогает улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, снять напряжение (эмоциональное и физическое), переработать и устранить страхи, справиться со сложными событиями. Одновременно стимулируется развитие ребенка, поскольку в процессе работы развивается саморефлексия (понимание своих чувств, умение их называть), и за счет снижения тревоги и напряжения высвобождаются ресурсы на познавательную активность.
ГМО социально-гуманитарного направления «Милосердие» (координатор – Ханнанова М.И., педагог МАУДО «ДТДиМ») по теме «Эффективные технологии взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» состоялось в центральной городской библиотеке имени Н.А. Некрасова.
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Масловская в своем выступлении отметила актуальность темы, связанной с заметным увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями за последние годы. Эффективная работа предполагает использование различных технологий, направленных на поддержку родителей, повышение их компетентности.
Своим опытом работы с детьми ОВЗ поделились педагоги ЦППРД «Орион» МАУДО «ДТДиМ» Бочарова Н.В., Решетова И.Ю., Семенова Т.С., Вуколова И.В., представив электронное дидактическое пособие и проектную методику «Рисунок семьи», нетрадиционное спортивное оборудование «Координационный квадрат». Воспитатели МДОАУ «Детский сад №107» Котова С.Н. и Андреева С.О. представили один из подходов работы с родителями с помощью использования многофункционального игрового планшета «Чудеса на стекле», который позволяет решать коррекционно-развивающие задачи.
Общий вывод заседания: участие родителей играет важную роль в реабилитационных мероприятиях и социальной адаптации ребенка. Разработка и внедрение эффективных технологий их взаимодействия становится приоритетной задачей для системы образования.
ГМО «Работа с педагогами по реализации программ коррекции речи» (координатор – Даминова Г.Ш., педагог МАУДО «МЦДОД»). Тема: «Постановка звуков у детей: особенности, основные этапы».
Методическое объединение данного направления проводится впервые, поэтому было особенно интересно посмотреть: насколько оно актуально и востребовано. Актуально и востребовано! Свой опыт представили педагоги Даминова Г.Ш. (МАУДО «МЦДОД»), Позднякова Н.Г. (МАУДО «ЦДТ» Промышленного района), Добромильская Е.Г. (МАУДО «ЦРТДиЮ»), Кулагина Т.В. (МАУДО «ДЭБЦ»).
Присутствующие получили ответы на вопросы: как реализовать в работе рекомендации по использованию практических приемов при постановке звуков с детьми, по применению нетрадиционных методов их коррекции; какова роль диагностики в исправлении нарушения звуковоспроизведения и звукопроизношения; как с помощью метода Ю. Робилко запустить речь малышу или поставить все нарушенные звуки и др.
В заключении участникам была рекомендована специальная литература известных педагогов-логопедов для изучения вопроса коррекции речи у детей, чтобы они выросли грамотными людьми, умеющими правильно и красиво выражать свои мысли и чувства, любить родной язык, уважать историю и гордиться своей великой Родиной!
Положительную оценку получило ГМО «Шахматы» (координатор – Сычева Л.А., педагог МАУДО «МЦДОД») по теме «Методика преподавания шахмат 2-го года обучения».
В.А. Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры». Людмила Александровна – фанат этой интеллектуальной игры, полностью согласна с этими словами, каждый раз погружая участников заседания в увлекательный мир шахматных фигур. Ее методика проста – целенаправленная работа на положительный результат: юный шахматист должен научиться продумывать ходы и несколько комбинаций, самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия.
Акцент на творческий подход в обучении шахматам изложил Калугин Н.Е. (ЦДТ). Интерес присутствующих вызвали адаптированные для детского возраста игры «Танковые шахматы» и «Шахматный футбол».
Педагог Муратов М.Ж. (МОАУ «СОШ №56») представил наиболее эффективные методы и приемы воспитательной работы по созданию здорового соревновательного духа среди учащихся творческого объединения.
На ГМО «Туристско-краеведческое направление» (координатор – Федорчук Е.А., заведующий отделом МАУДО «СДЮТиЭ») был рассмотрен вопрос об организационно-педагогических условиях туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях.
Левшиной Е.Н. (МАУДО «ДТДиМ») был предложен проект совместной организации профильного летнего туристско-краеведческого лагеря «Турград». Барсукова Е.Ю. (МАУДО «ЦДТ» Промышленного района) осветила проблемные аспекты организации краеведческой деятельности на базе средних общеобразовательных учреждений. Отмечена недостаточная оснащенность рабочего пространства для занятий по краеведению в школах, отсутствие возможности перемещения по территории города и области на транспорте образовательного учреждения, невозможность в полной мере использовать пространство школьных музеев для занятий с учащимися.
В практической части заседания Егорова Г.В., краевед Фонда поддержки инициатив и проектов «Территория развития (ТЕРРА»), презентовала интерактивные продукты проекта «Территория. Культурный код», направленные на всестороннюю популяризацию культурного и исторического наследия Оренбургского края. Проведена деловая игра «Хранители наследия».
Интересной и насыщенной была программа ГМО «Вокально-инструментальное направление» (координатор – Афимина Л.В., педагог МАУДО «ДТДиМ»).
Участников на базе МОАУ «СОШ №85» приветствовал образцовый детский коллектива «Студия эстрадного мастерства «Класс», который ведет активную творческую деятельность на различных площадках города (руководитель – Березенко В.Н., педагог МАУДО «ЦВР «Подросток»).
Присутствующим были предложены: презентация и творческий отчет студии эстрадного мастерства «Класс», мастер-класс «Эффективные методики обучения эстрадному вокалу», выступление «Специфика работы с детьми младшего школьного возраста». На практике показаны интересные формы работы, которые можно использовать в профессиональной деятельности.
Подводя итог встречи Афимина Л.В. сказала о том, что с каждым днем мы все больше и больше открываем для себя новые возможности голоса учащихся, параллельно совершенствуемся сами. Это происходит в том числе и посредством вот таких встреч! Али Апшерон, ученый, мыслитель, миротворец когда-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить,если в это время не учатся сами».
ГМО «Методисты» (координатор – Андроник В.А., методист ЦРТДиЮ) и ГМО «Заместители директоров УДО» (координатор – Мамаева М.С., заместитель директора по НМР МАУДО «ЦДТ») были объединены под общей темой «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с новыми региональными нормативными требованиями».
Согласно приказу министерства образования Оренбургской области от 19.07.2023 № 01-21/1090 программы проходят процедуру независимой оценки качества региональным экспертным советом. Результаты экспертизы обозначили необходимость корректировки имеющихся в учреждениях дополнительного образования детей программ.
К обсуждению был предложен методический конструктор, как инструмент упорядочения структуры программ в соответствии с новыми требованиями и облегчения процесса их написания. Особое внимание было уделено формулированию цели, задач, планируемых результатов, системе оценивания и воспитательному компоненту.
Актуальность и практическая значимость методических материалов получила высокую оценку присутствующих. Принято решение утвердить предложенный конструктор и использовать его при разработке программ.
Методист Сотник М.А. (МАУДО «ДТДиМ») представила персонализированную программу наставничества на примере обучающего курса «Я – Автор». Участники заседания высказали пожелание о проведении обучающего мастер-класса по данной программе.
Творчески подошли к организации ГМО «Хореографическое направление» (координатор – Криворучко Г.Н., методист МАУДО «ДТДиМ»).
В качестве эпиграфа взяты такие слова А. Вавилина: «Танец – это маленькая модель жизни в несколько минут, со своими эмоциями и переживаниями». Теоретическую часть подготовила Цыбулько Л.Я, опытный педагог, руководитель образцового детского коллектива «Ансамбль танца «Серпантин» (МАУДО «ДТДиМ»). Она объяснила, как акробатические элементы и трюки применяются в хореографических постановках, отметив, что они действительно украшают танец, особенно современный. Но необходимо помнить — танец всегда остается главным, тогда как акробатика служит лишь дополнением. Это важно для того, чтобы танец не превратился просто в акробатический этюд.
К практической части методического объединения был привлечен Николаев Д.В., мастер спорта России по спортивной гимнастике, член сборной Оренбургской области, многократный победитель городских, областных и всероссийских спортивных турниров. Для коллег он показал мастер-класс «Акробатика как вид физической активности для детей». Педагог считает, что совершенствование методических навыков делают тренировки более продуктивными, а время достижения цели значительно сокращается. «Движение, танец – по-моему, это гениально, потому что это безграничная самореализация (Джуд Лоу).
Большой интерес педагогического сообщества города к осенней сессии ГМО позволяет сделать вывод: здесь рассматриваются актуальные вопросы, затрагивающие острые наболевшие проблемы взаимодействия «ребенок – педагог – родитель» в едином образовательном пространстве, обсуждаются вопросы внедрения инновационных образовательных технологий в работе с учащимися, опытные педагоги представляют свои лучшие практики, создается благоприятная среда для обмена информацией и др. Особые слова благодарности всем руководителям ГМО, обеспечивающим проведение заседаний на высоком профессиональном уровне.
Валентина Николаевна Васильченко, методист методического отдела МАУДО «ДТДиМ», координатор ГМО