Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

В творческом объединении «Речевая Мозаика» на базе ОРиТ «Парадокс» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» консультации – наиболее доступная и часто используемая форма работы с родителями. Консультация – источник информации, где родитель получает уже готовые знания по интересующей проблеме и обогащает свой жизненный опыт.

Наряду с консультациями широко используется информационный стенд, предусматривающий размещение ознакомительной информации для родителей.

Одной из важных консультаций, в значительной степени облегчающей дальнейшую работу с детьми, является консультация родителей по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников». 

Цель консультации–повышение педагогической компетенции родителей по проблеме сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

— формировать понятие родителей о сюжетно-ролевой игре и ее видах;

— создать представление у родителей о возможностях сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников;

-обучить родителей сюжетно-ролевым играм с детьми;

— формировать активную родительскую позицию.

Содержание консультации:

«Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи, нормы отношений между людьми»

Д.Б. Эльконин

Овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего ее правильного развития. Формирование правильной речи способствует развитию у ребенка уверенности в себе, познавательных процессов, коммуникативных навыков. 

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. В норме, к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У многих детей в силу ряда причин (нарушения анатомического строения речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, несформированность произвольных движений) этот процесс задерживается. В связи с этим затрудняется общение, возникает замкнутость, робость, нерешительность, снижается мыслительная активность, страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и точность движений пальцев рук.

Также одной из первопричин является низкий уровень общения с детьми, когда общение со значимым взрослым заменяется на общение в гаджетах.
У детей отсутствует взаимодействие с игровыми предметами, нет опыта создания реальных ситуаций, где требуется проговаривание, описание, озвучивание, развитие сюжета. Затруднено описание картинки, вместо описания идет перечисление, детям трудно придумать сюжет и развернуть его в действии. В речи мало прилагательных, употребляются в основном существительные, местоимения и глаголы. Нарушается становление всех компонентов речи (грамматический строй речи, звуковая культура, фонематическое восприятие, развитие связной речи). 

Согласно статистике, 60% современных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют речевые недостатки, дети неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Это подтверждается многолетними целенаправленными исследованиями отечественных ученых – логопедов.

Одним из эффективных способов решения проблемы признана игровая деятельность, направленная на психофизическое развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте способствует социализации ребенка,помогает устанавливать связь с окружающим миром. Среди всего многообразия игровых форм работы в педагогической среде отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм. 

Сюжетно-ролевая игра – один из основных видов игры ребенка дошкольного возраста, его подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами игровой деятельности:

  • развивает творческие способности детей;
  • способствует усвоению общественного опыта;
  • развивает коммуникативные способности;
  • учит вживаться в образ и принимать на себя определенную социальную роль;
  • диагностирует различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.);
  • терапевтическая (использование игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, в учении);
  • вносит позитивные изменения в личностные показатели ребенка и др.

Сюжетно-ролевая игра – это не просто развлечение для ребенка, а важнейший элемент его развития, особенно в возрасте дошкольного детства.

Значение сюжетно-ролевой игры наиболее ярко проявляется в трех направлениях:

1. Креативность и воображение.

Сюжетно-ролевая игра помогает развивать креативность и воображение. Дети могут создавать свои миры, придумывать сюжеты и персонажей, что способствует развитию их творческих способностей. 

Чаще всего, в игровой форме дети воспроизводят быт взрослых (играют в магазин, в профессию родителей, в салон красоты и др.).

2. Социальные навыки.

Детские игры часто включают взаимодействие с другими детьми, что способствует:

— развитию навыков сотрудничества – дети учатся работать в команде, договариваться о правилах игры и учитывать мнения других;

— формированию эмпатии – играя в разные роли, они учатся понимать чувства и эмоции других людей.

3. Развитие речевых навыков.

Сюжетно-ролевая игра способствует активному формированию речевых навыков у дошкольников. Во время игры дети используют различные слова и фразы, что помогает им:

— улучшить словарный запас – погружаясь в различные роли (врача, учителя, пожарного и т.д.), дети осваивают новые слова и фразы;

— формировать грамматические конструкции – играя, дети практикуют разные временные формы, согласование, а также учатся строить сложные фразы.

— развивать коммуникативные навыки – дети учатся вести диалог, слушать другого участника и выражать свои мысли.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь.

С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, дополняет их, выражает свои мысли и чувства, согласовывает с партнерами свои замыслы. В старшем дошкольном возрасте целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Отсюда вывод: при работе с детьми с речевыми нарушениями педагогически целесообразным будет применение игровых форм, в частности — сюжетно-ролевых игр, поскольку включение ребенка в активную, социально-значимую речевую деятельность положительно влияет на развитие всех компонентов речи и способствуют социальной адаптации учащегося в коллективе.

Выбирая сюжетно-ролевую игру из предложенных, мы можем работать в разных направлениях:

  • социализация;
  • знакомство с профессиями;
  • правила поведения в общественном месте (театре, магазине, банке, почте, больнице, парикмахерской и др.);
  • развитие лексических тем (овощи, фрукты, транспорт, одежда, мебель, напитки);
  • умение классифицировать (попросить разделить фрукты и овощи по полочкам и назвать каждый);
  • развитие связной речи (попросить описать ситуацию с покупателем на кассе);
  • отрабатывать и автоматизировать в словах нарушенные звуки;
  • отработка употребления предлогов;
  • отработка слоговой структуры речи (начиная с простых слов и заканчивая сложными словами).

В нашей педагогической практике сформировались эффективные способы проигрывания сюжетно-ролевых игр детей с родителями совместно с педагогом. Приводим примеры некоторые из них. 

Тема 1. «Больница» (Совместная игра с родителями «Доктор»)

Цель – развитие детско-родительских отношений в совместной деятельности, обучение проигрывания знакомых сюжетов из жизни, знакомство с ролями «доктор», «больной».

Ход игры

Педагог подходит к ребенку с мамой и говорит, что Ежик заболел. Держит в руках ежика и тихонько за нее плачет.

Педагог: Петенька (обращается к ребенку), ежик заболел, давай ему поможем.

Мама Пети: Конечно, нужно помочь. Я буду доктором, а Петя будет мне помогать. 

Мама Пети: Ежик, что болит у тебя?

Педагог (за Ежика): Болит животик.

Мама Пети осматривает Ежика, дает рекомендации по лечению. Ребенок помогает маме, проводит игровые манипуляции с Ежиком: измеряет температуру, трогает животик, дает лекарство.

Педагог (за куклу): Спасибо, что помогли, живот не болит больше.

Ребенок с мамой обнимают Ежика.

Тема 2. «Кафе»

Сюжетно-ролевая игра с родителями «Поварята»

Цель — развитие детско-родительских отношений, побуждение к диалогической речи, расширение кругозора детей. Знакомство с профессией повара.

Ход игры

Сегодня будем вместе готовить обед, наши мамы и папы помогут сварить вкусный суп и компот. У настоящих поваров должны быть красивые фартуки и колпаки. Выбирайте.

Дети и родители одевают фартук и колпак повара.

Педагог: Что нам надо для того, чтобы сварить суп?

Дети и родители перечисляют ингредиенты для супа.

Педагог:Молодцы, наши поварята. Суп сварили вкусный. Куколкам понравится. А кукла Катя просит еще компот сварить. Что нам нужно для компота?

Дети и родители перечисляют ингредиенты для компота. 

Педагог: Молодцы. Кукла Катя очень рада будет попробовать вкусный компот. А сейчас все вместе вспомним правила поведения за столом и расскажем их кукле Кате. Настоящие поварята должны не только уметь вкусно готовить, но и правильно себя вести за столом.

Дети и родители перечисляют правила поведения за столом.

— мыть руки перед едой;

— аккуратно есть;

— не разговаривать во время еды.

Педагог: Молодцы. Знаете все правила. 

Дети и родители рассаживают кукол вокруг стола, угощают их супом, компотом. В конце игры говорят «спасибо» поварятам.

Тема3. «Салон красоты. Парикмахерская»

Сюжетно-ролевая игра с родителями «Красивые прически для папы и мамы»

Цель – обогащение опыта детей и родителей совместной игровой деятельностью, знакомство с профессией парикмахера, обогащение словарного запаса детей.

Ход игры

Педагог: Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы приглашаем Вас в салон красоты (парикмахерскую). Детки, вы хотите, чтобы мамы и папы были красивыми? А вы, родители? Тогда добро пожаловать!

Педагог помогает детям составить вопросы. Предлагает развитие игрового сюжета: причесать папу (маму), завязать ленточки, высушить феном. Побуждает детей и родителей задавать друг другу вопросы, отвечать на них. Воспитатель помогает детям делать прически, надевать бусы. В процессе игры важно создать условия совместной игровой деятельности, диалога.

Тема 4. «Магазин»

Сюжетно-ролевая игра с родителями «Магазин»

Цель — развитие детско-родительских отношений посредством совместной игры, развитие диалога, знакомство детей с правилами поведения в общественных местах.

Ход игры

Педагог: Здравствуйте, дорогие дети и родители! Мы приглашаем вас в наш магазин. Вместо денег вы оплачиваете покупку песенкой.

Дети и родители выбирают товары, которые расположены на столе.

1-й покупатель (ребенок и родитель): Здравствуйте. Мы выбрали дудочку.

Продавец (педагог): Здравствуйте, я очень рад, что вам понравилась наша дудочка. Она продается за песенку.

Ребенок с помощью родителя поет песенку.

2-й покупатель: Здравствуйте. Мы выбрали барабан.

Продавец: Здравствуйте, барабан у нас очень хороший. Продается он за песенку.

Родители помогают ребенку спеть песенку и забирают барабан.

Тема 5. «Семья»

Совместная игра с родителями и детьми «Игрушки в гостях»

Цель — объединение интересов детей и родителей совместной игрой, обучение выстраиванию диалогов, манипулированию предметами.

Ход игры

Педагог: Дорогие мамы и папы, детки, сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки.

Педагог открывает большую яркую коробку, в которой лежат разные игрушки. Дети и родители вместе выбирают игрушки по желанию. 

Педагог: Ребята, так как игрушки пришли к нам в гости, мы можем угостить их чаем с конфетами. Но конфеты мы сделаем с вами сами.

Педагог предлагает соленое тесто, фантики. И дети вместе с родителями лепят конфеты и организуют чаепитие для кукол.

Педагог: Молодцы!

Сюжетно-ролевая игра – это мощный инструмент в руках педагогов и родителей, который помогает развивать речь и социальные навыки у детей. Применяя эти игры дома, вы способствуете не только речевому развитию вашего ребенка, но и его эмоциональному и социальному становлению. Помните, что ваше вовлечение и понимание важности такого вида деятельности поможет вашему ребенку стать более уверенным и умелым в общении.

Татьяна Евгеньевна Россеева, педагог дополнительного образования отдела развития и творчества «Парадокс» МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *