В современном образовательном процессе роль родителей становится все более значимой. Согласно Федеральному Закону «Об образовании» (ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) родители – один из участников образовательного процесса. Поэтому вовлечение их в деятельность творческого объединения является неотъемлемым аспектом успешного развития детей. Родители не только играют важную роль в образовательном процессе, но и могут значительно обогатить культуру, атмосферу и результаты совместной деятельности. В учреждениях дополнительного образования, где внимание уделяется не только академическим знаниям, но и развитию творческих и социальных навыков, активное участие родителей способно значительно улучшить результаты и качество обучения детей.
Для чего же вовлекать родителей в образовательный процесс?
Во-первых, для создания партнерских отношений: важной задачей является установление доверительных и открытых отношений между педагогами и родителями. Это позволяет родителям чувствовать себя активными участниками образовательного процесса.
Во-вторых, для повышения их заинтересованности: важно не только вовлечь родителей, но и пробудить их интерес к деятельности объединения, помогая им понять значимость творческого воспитания детей.
В-третьих, для содействия в развитии навыков: вовлечение родителей должно способствовать развитию их собственных творческих умений, что в свою очередь, положительно повлияет на развитие детей.
В-четвертых, для обогащения образовательного процесса: использование ресурсов родителей — их таланта, опыта и знаний — помогает сделать занятия более разнообразными и насыщенными.
Существует огромное множество форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Из них наиболее интересными, на наш взгляд, являются:
1. Совместные творческие проекты: создание проектов, в которых родители могут активно участвовать, укрепляет взаимодействие и формирует дух сотрудничества.
2. Мастер-классы: родители могут делиться своими навыками (например, в ручных ремеслах, кулинарии, музыке), проводя мастер-классы для детей и других родителей.
3. Тематические мероприятия: организация праздников, выставок или концертов, в которых родители участвуют как зрители или активные участники.
4. Информационные встречи: регулярные собрания и круглые столы, на которых обсуждаются планы, задачи и достижения объединения.
Как же привлечь родителей, сделать их более активными? Рассмотрим некоторые из способов вовлечения родителей, сложившиеся в Детском центре «Калейдоскоп».
Вовлечение родителей в деятельность творческого объединения — это ключевой аспект, который способствует гармоничному развитию детей и укрепляет связь семьи и образовательного процесса. В ДЦ «Калейдоскоп» одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями является организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники, праздники микрорайона, соревнования, конкурсы, кружки и др.
Педагогический опыт показывает, что вовлечение родителей в деятельность творческого объединения дает положительные результаты. Например, в объединениях «Твой стиль» и «Город мастеров» сложилась традиция проведения совместных мастер-классов декоративно-прикладного творчеству. В результате организации мастер-классов рукоделия, родители не только осваивали новые навыки, но и активно вовлекались в подготовку выставки работ, что повысило их интерес к объединению и активизировало общение между субъектами образовательного процесса, укрепило взаимоотношения между педагогом, учащимися и родителями, способствовало созданию связей между отдельными семьями объединений.
Традиционными являются консультации по темам:
— консультации по организации и содержанию деятельности объединения, по вопросам воспитания;
— материальное обеспечение обучения ребенка по программе;
— о трудностях в обучении чтению и концентрации внимания на занятиях;
— что должны знать и уметь дети к 6 годам;
— как научить ребенка быстро читать;
— объяснение выполнения домашнего задания для достижения хорошего результата в развитии речи, слуховой памяти, мышления и т.д.;
— консультации по запросу.
Родители учащихся получали консультации по интересующим вопросам на родительских собраниях и индивидуально (лично и онлайн).
Специфика организации работы с родителями в ДЦ «Калейдоскоп» обусловлена тем, что он располагается на базе детского клуба по месту жительства. Поэтому проведение тематических мероприятий, игровых программ, праздников по месту жительства – традиционные формы взаимодействия с родителями.
Так, например, ежегодно, в начале сентября, проводится День знаний. В нем принимают участие 100-150 жителей микрорайона: дети, их родители, бабушки и дедушки. Для участников праздника проводятся мастер-классы, организуются совместные для детей и родителей игры, звучат концертные номера. Это дает возможность родителям и детям познакомиться с деятельностью творческих объединений и спецификой работы центра. Для привлечения большего количества родителей мероприятия проходят вечером.
Используется активное информирование родителей о предстоящих мероприятиях и об итогах уже прошедших посредством использования социальных сетей, рассылок и информационных стендов, что помогает держать родителей в курсе событий и приглашать их к участию.
Так, например, в творческом объединении «Английский клуб волшебников» в течение года для родителей обучающихся действовал Телеграмм-канал, в котором освещались все самые интересные и значимые моменты жизнедеятельности объединения с фото, видео и репортажами.
В других творческих объединениях информирование родителей осуществляется в группе в социальной сети «ВКонтакте», Телеграмм-канале.
Педагогами ДЦ «Калейдоскоп» в 2023-2024 учебном году были использованы самые разнообразные формы работы с родителями. Всего за учебный год было проведено около 50 разнообразных мероприятий с вовлечением родителей:
Родительские собрания – 64 человека;
Консультации — 154 человека;
Мероприятия (в том числе игровые развлекательные программы, праздники, утренники, выпускные) – 384 человека;
Открытые занятия – 34 человека;
Мастер-классы – 25 человек.
В течение года педагогом-психологом Е.В. Островой было оформлено 6 тематических информационных стендов. С информацией о каникулярных мероприятиях и мероприятиях, проводимых педагогическим коллективом к календарным праздникам, родители были ознакомлены через информацию на стенде, в социальной сети «ВКонтакте» и на странице ОРиТ «Парадокс» на сайте Дворца.
- • Пожелания в работе детского центра.
Среди пожеланий работы детскому центру родители называли возможность предусмотреть: возможность отработки пропущенного занятия, просмотра занятий онлайн, увеличить количество занятий в неделю по программе, посещение выставок детских работ; увеличение площади помещения, чтобы было как можно больше интересных занятий.
Подытоживая анализ опыта взаимодействия детского центра с родителями, можно сделать следующие выводы:
— работа с семьями учащихся в детском центре проводится систематически: очно и дистанционно;
— использование разнообразных форм работы помогает родителям из наблюдателей стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей;
— взаимодействие с родителями часто имеет положительный результат и там, где родители проявляют заинтересованность и участие в жизни ребенка, результаты освоения программы и активность участия в конкурсах выше;
— разнообразные формы и способы вовлечения позволяют успешно интегрировать родителей в жизнь объединения, создавая тем самым поддерживающую и вдохновляющую среду для творчества;
— об удовлетворенности родителей оказываемыми ДЦ «Калейдоскоп» услугами свидетельствуют результаты проведенного анкетирования.
Светлана Владимировна Попова, методист, педагог дополнительного образования отдела развития и творчества «Парадокс»