Организация образовательного процесса через взаимодействие творческого объединения и родителей

Повышение результативности и качества деятельности творческого объединения образовательного учреждения невозможно без эффективного сотрудничества педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей направлено на создание единого учебно-воспитательного пространства, на развитие интересов и личностных качеств учащихся.

Взаимодействие зачастую осуществляется через сотрудничество, рассматриваемое как общение «на равных», при котором, как правило, никому не принадлежит преимущество указывать, контролировать и оценивать. Данные взаимоотношения будут результатом взаимодействия. Если взаимодействие реализуется в условиях открытости, прозрачности с одной и другой стороны, оно способствует проявлению определенных отношений. Сотрудничество – это особого рода диалог, который способствует обогащению и развитию всех участников этого процесса. Искусство выстраивания конструктивного диалога является необходимостью для обеих сторон: педагогов и родителей.

Взаимодействие сторон предполагает положительный эмоциональный настрой родителей и педагогов в совместной деятельности по воспитанию и развитию детей с учетом индивидуальности учащегося, с возможностью реализации единой цели по развитию и воспитанию учащегося в творческом объединении и в семье.

В семье происходит формирование индивидуальности ребенка, поэтому работа по воспитанию в учреждении дополнительного образования должна строиться с учетом этой составляющей. Взаимодействие с творческим объединением ТМВ «Нюанс» музыкального отдела ДТДиМ необходимо, прежде всего, самим родителям.

В большинстве случаев при проведении мероприятий родители выступают в роли помощников или организаторов. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают обе стороны данного процесса: родителипринимают активное участие в жизни детей, а у педагогов появляется возможность узнать больше о ребенке. Это позволяет подобрать средства эффективного воспитания и обучения.

В педагогической практике существует большое количество форм работы с родителями. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия сегодня считается целесообразным.

Мы выделяем направления, наиболее эффективные в творческом объединении «Нюанс»: традиционные формы работы, просветительская работа, организация совместной досуговой деятельности детей и родителей.

Такие формы взаимодействия родителей и педагогов в ТМВ «Нюанс» предусматривают родительские собрания, которые проводятся в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения. Для проведения собрания необходимо создать благоприятную атмосферу.

Еще важной формой взаимодействия является день открытых дверей. Занятия, на которых применяются демонстрационные методы работы педагога, организуются для ознакомления родителей с методикой преподавания и последующим включением участников процесса в совместную работу. Открытые занятия могут позволить родителям понять специфику работы, а также погрузиться в атмосферу творческого процесса и посмотреть на успехи своего ребёнка. Родители имеют возможность своими глазами увидеть аудитории, составить представление о творческой жизни своих детей в стенах учебного заведения. Демонстрационный материал в виде кубков, фрагментов фотогалереи творческой деятельности учащихся является основой для развития деловых отношений между участниками образовательного процесса. Систематически проводятся концерты.

В основе эффективной работы по формированию развитой личности учащегося и юного музыканта-исполнителя лежит взаимодействие трёх компонентов: «педагог-ребенок-родитель». Очень важно выстроить работу таким образом, чтобы родитель чувствовал себя помощником в деле воспитания юного музыканта. Поэтому работе с родителями крайне необходимо уделять много внимания и времени.

Отчётные выступления – это, на наш взгляд, самый радостный, ответственный и волнительный момент в работе творческого объединения: исполнение перед зрителями концертной программы, демонстрирование своих умений и навыков.

Для эффективной работы с детьми необходимо, чтобы родители понимали важность и сложность, разнообразие спектра музыкальной деятельности, психологические и возрастные особенности детей, приемы педагогического воздействия на ребёнка.

По просьбе педагога активные родители могут брать на себя часть забот по организации экскурсий, оказывать помощь в поиске костюмов и реквизита для концертных номеров, а также исполнять творческие номера совместно с ребенком.

Вовлечение родителей в творческий и образовательный процесс осуществляется через совместную деятельность по обмену опытом родителя и творческого объединения, организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьей, а также через повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие творческого объединения с родителями – значимая и неотъемлемая часть целостного образовательного процесса. Необходимо помнить, что именно семья может обеспечить его системность и непрерывность. Личность человека, его интересы и потребности начинают формироваться именно в семье. Систематическая работа с семьями учащихся помогает эффективно организовать учебную, творческую деятельность коллектива; способствует воспитанию социализированной, духовно развитой личности ребёнка и созданию благоприятной и психологически безопасной образовательной среды; выстраивает позитивные отношения между родителями и укрепляет систему взаимодействия трех сторон.

Алла Александровна Дешура, методист музыкального отдела МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *