
Актуальность физкультурно-оздоровительной работы прослеживается на различных уровнях. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. № 996-р) для достижения цели поставлены следующие задачи: «обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей» и «повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры…». Следовательно, государство, создавая нормативно-правовую базу, где физкультурно-оздоровительная работа с семьями учащихся определяется как одна из основных элементов воспитания здоровой личности, актуализирует реализацию данного направления в системе дополнительного образования детей.
В обществе всегда будут востребованы физически активные граждане, здоровые, полноценные семьи, что, несомненно, подтверждает необходимость реализации данного вида работы с семьями учащихся в учреждении дополнительного образования, который нацелен не только на физическое воспитание, но и на укрепление внутрисемейных связей.
С целью формирования основ здорового образа жизни, развития физических качеств детей и подростков в дополнительном образовании работают спортивные объединения и секции. При этом социализация проходит более успешно, когда ребенок видит заинтересованность родителей в своих спортивных успехах и достижениях.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью единой системы воспитательного и образовательного пространства. Работа с семьями юных спортсменов дает положительный результат только тогда, когда образовательный процесс опирается на результаты научных исследований в психолого-педагогической науке.
Вопрос взаимодействия семьи и школы волновал педагогов на протяжении длительного периода. Так, в 50–60-е гг. XX века успешную попытку в разработке теоретических основ повышения педагогической культуры родителей осуществил Василий Александрович Сухомлинский. Ученый обосновал теоретические аспекты проблемы сближения семьи и школы. Он считал, что педагогическая ответственность за воспитание ребёнка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями.
Также вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в научных исследованиях Н.И. Москвина, Е.Г. Замолоцких, Т.В. Коваленко, Е.В. Коротаева, И.В. Крупина, взаимодействие семьи и дополнительного образования представлено в исследованиях Е.Л. Никитиной.
Можно утверждать, что эти исследования внесли существенный вклад в основу философии взаимодействия семьи и образовательной организации. Главная идея заключается в том, что при посещении спортивной секции родители так же несут ответственность, а иные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Одна из самых распространённых форм физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются совместные спортивные праздники, в том числе с использованием народных подвижных игр. Народные подвижные игры являются одним из центральных объектов изучения этнопедагогике — науке, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Отличительной особенностью этнопедагогики нашей области является использование народных подвижных игр в воспитательном пространстве Оренбуржья. Оренбургская область — многонациональный край. В менталитете жителей нашего региона – интериоризация общенациональных ценностей: Родина, семья, родители, дети, здоровье, национальная идентичность, нашедшие отражение в традициях и обычаях своего народа. Это проявляется в проведении семейных праздников с использованием народных обрядов и традиций, элементов песенно-игровой культуры. Возрастающий интерес к нематериальному культурному наследию страны, региона, нации требует от педагогического сообщества расширения сфер применения народных игровых форм.
Во Дворце творчества детей и молодежи г. Оренбурга приоритетными являются спортивно-ориентированные объединения и секции. Одним из успешно развивающихся в данном направлении является отдел «Спортивно-оздоровительный клуб «Пламя».

В отделе «Спортивно – оздоровительный клуб «Пламя» традиционно организуются:
— веселые старты;
— соревнования по различным спортивным играм;
— спортивно-оздоровительный комплекс «Мама, папа, я!»;
— фестиваль народных подвижных игр «Народные забавы».
Ребенок практически всегда использует подвижные игры как форму физической активности в самостоятельном виде деятельности. Но детям всегда важно и участие родителей. Информационное просвещение родителей по вопросам значения подвижных игр в физическом воспитании детей и важности их участия в совместных семейных мероприятиях и праздниках проводится на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, при оформлении информационного стенда.
В 2024-2025 учебном году запланированы и уже реализованы следующие формы работы, направленные на работу с семьями учащихся:
— «Игры, солнце, дружба — вот, что детям нужно!» (спортивно-игровая программа);
— «Спортивный переполох» (соревнования по пионерболу);
— «Спорт нам поможет силу умножить» — веселые старты, посвященные Году семьи;
— «Спортивные «Знайки» — викторины, конкурсы, загадки про спорт.
В соответствии с проведенным анализом организации сотрудничества с родителями учащихся отдела «СОК «Пламя» были выявлены следующие направления:
— просветительское направление – включает в себя применение дистанционных форм работы. Главным результатом взаимодействия педагогов с родителями является формирование у последних понимания значимости отслеживания изменений, происходящих с их ребенком, необходимости уметь интерпретировать эти данные для успешной социализации учащегося. Основные формы работы: родительские собрания, семинары, мастер-классы, открытые занятия, наглядная информация на стендах, размещение информационных материалов (в том числе в социальных сетях и мессенджерах), рефлексия;
— консультативное направление – реализуется исключительно в реальном времени. Главная особенность – сотрудничество с психологической службой МАУДО «ДТДиМ», приглашение специалистов для решения обозначенных вопросов. Ожидаемый результат: формирование у родителей умения выстраивать систему поиска решения (по необходимости) в процессе приобретения учащимся (их ребенком) общественных навыков;
— коммуникативное направление – реализуется при проведении совместных праздников, мероприятий и соревнований. Результатом реализации данного направления является обогащение семей учащихся положительным опытом культуры взаимодействия «ребёнок-родитель», развитие умения использовать эмоциональные впечатления для создания комфортной психологической среды.
Задачами физкультурно-оздоровительной работы с семьями учащихся в отделе «Спортивно-оздоровительный клуб «Пламя» являются:
— укрепление внутрисемейных связей;
— формирование гражданской идентичности участников образовательного процесса;
— реализация здоровьесберегающих технологий;
— реализация потребностей детей и их родителей в физической активности;
— развитие мотивации к здоровому образу жизни;
— обобщение опыта деятельности с семьями учащихся.
Для укрепления внутрисемейных связей педагоги отдела «СОК «Пламя» регулярно проводят анкетирование и анализ документов, изучают социальный статус семьи, её коммуникативные особенности. В отделе проводятся родительские собрания, совместные с родителями мероприятия, организуются консультации, тренинги, игровые программы.
В анализе работы отдела за 2023-2024 учебный год указано, что 82 % семьей учащихся регулярно принимает участие в совместных праздниках с использованием подвижных игр высокой двигательной активности; 18% — семей готовы принимать участие в совместных мероприятиях, где используются задания с низкой двигательной активностью. Эти данные показывают, что большинство семей имеют высокий уровень физической подготовленности.
В работе с родителями значительную роль играет информационная просвещенность, которая влияет на активность их участия в деятельности объединения. Проводя планомерную и грамотную мотивационную политику, педагоги применяют методику создания «ситуации успеха» не только для учащихся, но и для родителей.
Использование наглядности в формате презентационных материалов о спортивных достижениях и социальной активности участников мероприятий (стенды, фото и видео материалы, выставки) позволяет приобщить родителей к корпоративной культуре объединения, где занимаются их дети. Это выражается в единой форме, символике, поддержании традиций, которые созданы в коллективе.
Обязательной является совместная рефлексия, которая проводится по итогам проведенных мероприятий. Проведение совместных с родителями и обучающимися бесед «Значение двигательной активности в физическом воспитание ребёнка», «Система повышения качества проведения совместных мероприятий», «Значения совместных мероприятий в развитии личности ребенка», «Особенности семейного воспитания в физическом воспитании ребенка», «Подвижная игра в моей семье», позволяет составлять план дальнейшей совместной деятельности.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа с семьями учащихся в отделе «Спортивно-оздоровительный клуб «Пламя» представляет собой систему, которая направлена на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Для функционирования и развития данной системы разработаны следующие её элементы:
- комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, укреплению семейных традиций;
- формы информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к совместным мероприятиям и занятиям;
- информационное просвещение о работе спортивных секций и объединений;
- поощрение, мотивация родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях (объединениях) и участвующих в спортивных соревнованиях.
Список литературы.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года» / URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 29.10.2024).
Москвина, Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. — №5. — С.102 — 107.
Позднякова Т.Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. — № 5.
Замолоцких Е.Г. Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект) // Педагогика и психология образования. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-sotsialnye-partnery-istoricheskiyaspekt-2 (дата обращения: 01.11.2024).
Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2016. – 27 с.
Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: дисс. д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 342 с.
Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2009. – 41 с.
Елена Витальевна Головина, педагог дополнительного образования отдела «Спортивно-оздоровительный клуб «Пламя» МАУДО «ДТДиМ»