Коррекция поведения и активизация познавательных процессов у детей с ОВЗ и детей-инвалидов 

Сенсорное развитие – фундаментальный процесс, формирующий восприятие мира у ребенка и закладывающий основу для его последующего когнитивного, эмоционального и социального развития. Это не просто пассивное восприятие информации через пять основных чувств – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, – а сложная, многоуровневая система обработки сенсорных данных, которая включает в себя анализ, интерпретацию и интеграцию полученной информации. Дети, начиная с младенчества, активно исследуют окружающую среду, используя все сенсорные возможности. Они изучают текстуры предметов, экспериментируют со звуками, пробуют на вкус новые продукты, вдыхают различные ароматы, реагируя на интенсивность и качество сенсорных стимулов. Нейронные связи в мозге формируются и укрепляются в ответ на сенсорный опыт. Чем богаче и разнообразнее этот опыт, тем эффективнее работает мозг, обрабатывая информацию и создавая сложные когнитивные схемы. Например, регулярное воздействие разнообразных звуков способствует развитию речи и музыкального слуха, а тактильное исследование различных материалов – развитию мелкой моторики и пространственного мышления. Сенсорное развитие напрямую влияет на когнитивные способности ребенка. Способность концентрировать внимание, запоминать информацию, решать логические задачи, развивать речь – все это тесно связано с эффективной обработкой сенсорных данных. Дети, имеющие проблемы с сенсорной обработкой, могут испытывать трудности с выполнением школьных заданий, следовать инструкциям, взаимодействовать со сверстниками. Например, ребенок с трудностями в обработке тактильной информации может испытывать дискомфорт при выполнении тонких моторных задач, таких как письмо или рисование.

Кроме когнитивного развития, сенсорное развитие существенно влияет на эмоциональное и социальное благополучие ребенка. Дети, у которых хорошо развиты все органы чувств, как правило, более эмоционально стабильны, адаптированы к окружающему миру и лучше взаимодействуют со сверстниками. Они способны понимать и регулировать свои эмоции, а также чувствовать и понимать эмоции других людей. Например, дети с хорошо развитым обонянием и вкусом часто проявляют более выраженный интерес к кулинарии и наслаждаются тонкостями вкусовых ощущений, что способствует разностороннему развитию и интересу к окружающему миру.

Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо создавать богатую и стимулирующую сенсорную среду. Это означает предоставление детям возможности исследовать различные текстуры, звуки, запахи, вкусы. Игры с песком, водой, пластилином, слушание музыки, рисование, конструирование – все это способствует развитию сенсорной чувствительности и интеграции. 

Важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка и предоставлять ему такие сенсорные стимулы, которые соответствуют его потребностям и способностям. При необходимости, родителям следует обращаться за помощью к специалистам сенсорной интеграции – терапевту или эрготерапевту (1), которые помогут выявить и скорректировать возможные проблемы в сенсорном развитии. 

Что такое расстройство сенсорной обработки?

Расстройство сенсорной обработки — это состояние, при котором мозг не может правильно интерпретировать и реагировать на сенсорные сигналы из окружающей среды. Это может вызывать трудности в координации движений, речевом развитии, поведении, познании и обучении, что в свою очередь серьезно ухудшает качество жизни ребенка.

Классификация расстройств сенсорной обработки по нескольким критериям:

1. Уровень восприятия сигналов:

 — гипореактивность — недостаточная реакция на сенсорные стимулы.

 — гиперреактивность — чрезмерная реакция на сенсорные стимулы.

2. Тип стимулов:

— аудиальные

— визуальные

— проприоцептивные

— тактильные и другие

Поведенческие проявления расстройства сенсорной обработки

В психолого-педагогической практике выделяют несколько категорий поведения детей:

— снижение регистрации стимулов: дети с этой формой расстройства не улавливают часть сигналов от рецепторов. Это может проявляться в малоподвижности, низкой выносливости и слабом мышечном тонусе. Такие дети часто выглядят безразличными, апатичными и замкнутыми;

— повышенная чувствительность: в этом случае мозг регистрирует слишком много сигналов, что затрудняет выделение важных. Это может проявляться в невнимательности, высокой отвлекаемости и гиперактивности;

— поиск сенсорных ощущений: дети с искаженной интеграцией стимулов могут проявлять гиперрактивность и легкую возбудимость, постоянно ища новые ощущения. Это может выражаться в облизывании предметов, засовывании пальцев в жидкость или активном стучании;

— избегание сенсорных ощущений: дети, склонные к избеганию, могут не распознавать стимулы и проявлять сниженную активность. Они часто испытывают эмоциональную возбудимость и не могут переносить новые ощущения. Такие дети предпочитают ритуалы, стремятся оставаться в привычной обстановке и избегают контакта с внешним миром.

Расстройства сенсорной обработки — это сложная и многогранная проблема, требующая внимательного подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов. Понимание различных проявлений и их влияние на поведение и развитие детей может помочь в создании более эффективных стратегий поддержки и обучения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и подходы к его помощи должны быть индивидуализированы, учитывая его особенности и потребности.

Существуют различные способы сенсорной интеграции с детьми дома.

  • Развитие вестибулярной системы и проприоцепции (2) . Вестибулярная система отвечает за равновесие и ориентацию в пространстве, а проприоцепция – за ощущение положения тела в пространстве. Для их развития необходимы разнообразные двигательные активности. Простые качели, вращающееся кресло (при соблюдении мер безопасности), шведская стенка – отличные инструменты для развития вестибулярного аппарата. Важно постепенно увеличивать амплитуду и скорость движений, контролируя реакцию ребенка. Гимнастические упражнения, кувырки (на мягкой поверхности), игры на детской площадке (лазанье, скольжение, качение) – все это способствует гармоничному развитию вестибулярной системы и проприоцепции. Активные игры, такие как катание на велосипеде, самокате, роликах, коньках и лыжах, способствуют развитию чувства равновесия и координации движений. Плавание – замечательный способ развития вестибулярного аппарата и укрепления всего тела. Посещение бассейнов с шариками, игры на надувных матрасах или в мягком кресле-мешке также стимулируют вестибулярную систему, но важно подбирать интенсивность и продолжительность занятий с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. При этом необходимо помнить о безопасности: все занятия должны проводиться под наблюдением взрослых, а площадки и оборудование должны быть безопасными и соответствовать возрасту ребенка. 
  • Развитие слуха.  Для развития слухового восприятия необходимо предлагать ребенку широкий спектр звуков. Это могут быть звуки музыкальных инструментов (от детских ксилофонов до сложных музыкальных композиций), звуки животных (записи или живые звуки), звуки природы (шум дождя, пение птиц, шум моря – можно использовать аудиозаписи высокого качества), а также звуки бытовой техники (в безопасном для ребенка формате). Важно не только воспроизводить звуки, но и комментировать их, объяснять, что ребенок слышит. Можно использовать игры на распознавание звуков, например, «Угадай, что это за звук?». Для детей с проблемами слуха могут быть полезны специальные программы ранней коррекции.
  • Развитие тактильной чувствительности. Тактильная система отвечает за восприятие прикосновений. Для ее развития необходимы разнообразные тактильные стимулы. Игры с сыпучими материалами (фасоль, горох, рис, манка) – это не только весело, но и полезно для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности. Игры с природными материалами (песок, глина, вода, камешки, листья) также стимулируют тактильные рецепторы. Использование кинетического песка, теста для лепки, пластилина позволяет экспериментировать с текстурами и формой. Пальчиковые краски, тактильные дорожки для ног (с различными текстурами), тактильное лото – все это способствует развитию тактильной чувствительности. Массажные мячи с различной текстурой (шипы, бусины, гладкая поверхность), мячи, наполненные крупами – великолепный инструмент для стимуляции тактильных рецепторов. Важно предлагать ребенку образцы различных тканей, проводить тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, влажный – сухой).
  • Развитие зрительных навыков. Развитие зрения – это не только острота зрения, но и способность воспринимать и интерпретировать зрительную информацию. Чтение книг, рассматривание картинок, карточек, изучение окружающего мира – все это способствует развитию зрительных навыков. Использование разноцветных ламп и свечей для подсветки (в безопасных условиях) может быть интересным и полезным, но важно помнить о мерах предосторожности: яркие мигающие подсвечивания противопоказаны детям, склонным к эпилептическим припадкам. Для детей с нарушениями зрения необходима консультация офтальмолога и специалиста по коррекции зрения.
  • Взаимосвязь сенсорных систем.  Важно понимать, что сенсорные системы работают не изолированно, а тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому комплексный подход к развитию сенсорной интеграции является наиболее эффективным. Например, сочетание тактильных ощущений с двигательной активностью (игра с песком во время катания на качелях) или слуховых ощущений с визуальными (прослушивание музыки с одновременным рассматриванием красочных картинок) усиливает эффект тренировки и способствует более гармоничному развитию сенсорной интеграции.

В заключение можно сказать, что сенсорное развитие – это непрерывный процесс, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни, который оказывает огромное влияние на все аспекты развития ребенка. Обеспечение богатой сенсорной среды и своевременное выявление и коррекция возможных проблем способствуют гармоничному развитию личности и подготовке ребенка к успешной жизни в обществе. Понимание сложности этого процесса позволит родителям и педагогам создать оптимальные условия для полноценного сенсорного развития детей, способствуя их когнитивному, эмоциональному и социальному благополучию.

Ранняя диагностика и своевременное вмешательство позволяют значительно улучшить качество жизни ребенка и его дальнейшее развитие. Следует помнить, что развитие сенсорной интеграции – это длительный процесс, требующий терпения, последовательности и индивидуального подхода.

Сноски:

1. Эрготерапевт — это специалист, который использует метод, направленный на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он вовлекает человека в разнообразные виды деятельности с целью восстановления и максимального использования его способностей и возможностей.

2. Проприоцепция представляет собой ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. Это обеспечивается различными органами-проприорецепторами, такими как мышцы, информация с которых поступает в центральную нервную систему.

Литература:

  • Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. 
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии» М.: «АСТ», 2019. 
  • Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику//Дошкольное воспитание. 2015. №2. 
  • Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2014. 
  • Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М.: Мозаика-синтез, 2018. 

Эльвира Геннадьевна Суханова, педагог-психолог отдела «Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *