В условиях динамично меняющегося мира, где социальные, экономические и культурные факторы играют важную роль, семья часто оказывается в ситуациях, требующих дополнительной поддержки и помощи. Консультирование как форма психолого-педагогической поддержки становится особенно актуальным. Это процесс, в ходе которого специалисты помогают семье решить возникающие проблемы и трудности, а также развивать и укреплять ее внутренние ресурсы.
ВАЖНО! Консультирование может проводиться психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Большими преимуществами консультирования являются индивидуальный подход к каждой семье, конфиденциальность и доверительность, а также возможность получить квалифицированную помощь и поддержку от опытных специалистов.
Целью консультирования является создание благоприятной атмосферы в семье, улучшение взаимоотношений между ее членами и повышение качества жизни в целом.
Основные задачи консультирования:
Психологическая поддержка – помощь членам семьи в преодолении эмоциональных трудностей, стресса, конфликтов, семейного неблагополучия и т.д.
Педагогическая поддержка – обучение родителей эффективным методам воспитания, развитие педагогических компетенций.
Социальная поддержка – оказание помощи в адаптации к новым условиям жизни, социальной среде, предоставление необходимой информации о правах и обязанностях членов семьи, возможностях получения различных видов помощи и др.
Просвещение – информирование родителей по любым интересующих их вопросам.
Диагностика и коррекция поведенческих и эмоциональных проблем у детей и взрослых.
В результате накопившихся напряжения и недопонимания, которые постепенно превратились в серьезные конфликты, семья обращается за консультацией к специалисту. Одной из важных составляющих консультации является прояснение причины обращения, то есть грамотное формулирование запроса. Запрос в психологии – это цель, к которой хочет прийти человек в результате консультации. Запрос – важный шаг, который позволяет установить диалог между клиентом и специалистом. Он служит основой для дальнейшего сотрудничества, ведь именно в этот момент появляются первые вопросы и возникают ожидания.
Самыми распространенными причинами для обращения за консультацией являются:
Проблемы воспитания детей: дисциплина в школе, низкая успеваемость и отсутствие мотивации, поведение дома, уход ребенка в виртуальную реальность, девиантное поведение.
Детско-родительские отношения: недопонимание и конфликты между родителями и детьми, проблемы, связанные с отсутствием одного из родителей в жизни ребенка, разные стили воспитания и несогласие в вопросах дисциплины у родителей.
Мысли или решения о разводе, вопросы, связанные с раздельным проживанием членов семьи.
Трудности в общении между членами семьи: любого рода конфликты, ссоры, недостаток общения, неумение договариваться, накопившиеся обиды, психологическое и физическое насилие и т.д.
Эмоциональные проблемы: тревожность, депрессия, стресс, агрессия, эмоциональное выгорание, созависимые отношения, расстройства психического здоровья у членов семьи и т.д.
Можно предположить, что при консультировании семьи на встрече со специалистом должны присутствовать несколько ее представителей, но на самом деле формы семейного консультирования могут быть разнообразными:
Индивидуальное консультирование – классическая схема взаимодействия, когда клиент приходит к специалисту для того, чтобы обсудить свою проблему и найти возможные способы ее решения.
Работа с парой: это могут быть родители, которых интересуют вопросы воспитания детей, или супруги, преодолевающие трудности в межличностных отношениях.
Семейное консультирование, в котором участвуют все члены семьи одновременно.
Расширенное семейное консультирование – ситуация, когда к членам семьи присоединяются другие родственники, которые, возможно, проживают вместе с консультируемой семьей или участвуют в сложившейся ситуации.
Во время индивидуальной консультации специалист помогает клиенту посмотреть на беспокоящую ситуацию как бы со стороны и увидеть возможные варианты ее появления и развития, а во время групповой консультации – выступает в роли медиатора, который помогает родственникам услышать и понять друг друга.
Рассмотрим этапы консультирования семьи:
Этап 1: Первичное обращение и диагностика. На этом этапе происходит сбор информации, которая позволяет получить общее представление о семье, её структуре и особенностях. Специалист задает вопросы о членах семьи, их взаимоотношениях, а также о проблемах, с которыми они сталкиваются. Первичная диагностика может быть проведена как в виде наблюдения за клиентом или за взаимодействием членов семьи, так и путем применения стандартных тестов и опросников.
Этап 2: Разработка плана действий. В соответствии с поставленной цельюспециалист совместно с клиентом или всей семьей разрабатывает план мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, предлагает техники и методики, которые могут быть полезными и эффективными.
3 этап: Реализация плана. Проводятся индивидуальные или групповые встречи (сессии), тренинги, беседы и другие формы работы, направленные на достижение поставленных целей.
4 этап: Оценка результатов. По окончании курса консультирования проводится оценка достигнутых результатов и, если необходимо, корректировка дальнейших действий.
Консультирование обладает рядом преимуществ, которые делают этот вид помощи востребованным и эффективным в различных сферах жизни. Вот некоторые из них:
Индивидуальный подход. Каждый человек уникален, поэтому стандартные решения часто оказываются неэффективными. В ходе консультирования специалист учитывает особенности конкретной ситуации, личностные характеристики клиента и его потребности. Это позволяет разработать наиболее подходящий план действий и добиться лучших результатов.
Конфиденциальность. Все, что обсуждается в рамках консультативной встречи, остается строго конфиденциальным. Это создает безопасную атмосферу, в которой клиент может говорить о своих проблемах и переживаниях открыто, без страха осуждения или разглашения личной информации.
Профессиональная поддержка. Консультанты обладают специальными знаниями и навыками, которые позволяют им эффективно помогать клиентам в решении проблем. Специалисты знают, какие методы и техники лучше всего подходят для той или иной ситуации, и могут предложить профессиональные рекомендации.
Эмоциональная поддержка. Часто люди обращаются за помощью, когда испытывают сильные эмоции, такие как тревога, страх, гнев или печаль. Консультант помогает клиенту справиться с этими чувствами, предоставляя ему возможность выразить свои мысли и ощущения, а также предлагая стратегии для управления эмоциями.
Объективная точка зрения. Иногда человеку сложно увидеть ситуацию со стороны, особенно если она вызывает сильные эмоции. Консультант предоставляет объективную оценку происходящего, что помогает клиенту лучше понять свою проблему и найти оптимальное решение.
Профилактика проблем. Регулярное консультирование может помочь предотвратить возникновение серьезных проблем. Например, если человек замечает первые признаки депрессии или тревоги, он может обратиться к специалисту до того, как ситуация станет критической. Это позволит избежать усугубления проблемы и поможет быстрее вернуться к нормальной жизни.
Улучшение качества жизни. Благодаря консультированию люди могут улучшить различные аспекты своей жизни, включая межличностные отношения, профессиональную деятельность и здоровье. Это ведет к повышению самооценки и общего уровня удовлетворенности жизнью.
Экономия времени и ресурсов. Попытки самостоятельно решить сложные жизненные вопросы могут занять много времени и сил. Консультация с профессионалом позволяет быстро получить необходимую информацию и советы, что экономит ресурсы и ускоряет процесс достижения желаемого результата.
Эти преимущества делают консультирование ценным инструментом для людей, стремящихся улучшить свою жизнь и преодолеть трудности.
Важно отметить, что консультирование не является панацеей и не решает все проблемы семьи. Однако оно может стать первым шагом к изменению ситуации и помочь семье найти ресурсы и решения для преодоления трудностей.
Екатерина Владимировна Судакова, педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ»