Самооценка ребенка как отражение отношения родителей

В статье раскрывается механизм формирования самооценки ребенка через отношение родителей. Описываются способы общения и взаимодействия с ребенком для развития здоровой самооценки у ребенка. 

Самооценка – одно из ключевых понятий психологии, которое определяет отношение человека к самому себе, восприятие своих способностей, качеств и достижений. Формирование самооценки начинается уже в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Однако именно в детском возрасте этот процесс особенно важен, так как он закладывает фундамент для дальнейшего развития личности. В этой статье мы рассмотрим, каким образом отношение родителей влияет на формирование самооценки у детей.

Можно сказать, что здоровая самооценка находится в прямой зависимости от успешности в достижении цели, получении желаемого. Чем больше ребенок верит в себя и свои способности, тем увереннее он справляется с трудностями и достигает успехов в различных сферах жизни. Дети с высокой самооценкой чаще проявляют инициативу, готовы пробовать новое и не боятся ошибок. Они легче адаптируются к изменениям и лучше справляются со стрессовыми ситуациями. Напротив, низкая самооценка может привести к неуверенности в себе, своих силах, страху перед неудачами и даже к развитию комплексов.
Поэтому так важно обратить внимание на самооценку ребенка, но не на само ее существование, а на то, насколько она способствует достижению результатов. 

Родители для ребенка — это самые близкие люди, с которыми у него очень сильная и более ни с кем неповторимая эмоциональная связь. В силу абсолютного доверительного отношения ребенка к маме и папе, родители неизбежно влияет на то, каким себя видит ребенок. И это видение закрепляется в той структуре, которую мы называем самооценка. 

Как же все происходит? По механизму отражения. То, что слышит ребенок от родителей о себе, он воспринимает без критики (чем младше ребенок, тем меньше критики) и записывает в мнение о себе. Чем чаще повторяются характеристики, тем лучше их ребенок запоминает и начинает себя считать таковым. Задайте себе вопрос: что вы чаще говорите своему ребенку? И как ваши сообщения транслируют его? Проще говоря, каким ребенок себя видит через ваши слова о нем? Например, если он слышит от родителей критику, замечания, нравоучения, то отражаться ребенок будет слабым, неправильным, глупым. Если слышит только похвалу, восхищение, то будет считать себя лучше других. 

Что же надо сделать, чтобы ребенок отражался сильным и уверенным в своих способностях? Прежде всего обращать внимание самого ребенка на его успехи, одновременно показывая, что и родитель их тоже видит и очень ценит. Поддержка и позитивная обратная связь от родителей помогают ребенку почувствовать свою значимость и ценность. Когда родители хвалят за успехи, отмечают усилия и поддерживают в трудных ситуациях, ребенок начинает верить в свои силы и способности. Например, «это было сложно, но ты смог, не пожалел усилий и все сделал правильно!». При этом похвала должна быть искренней и конкретной, то есть связанной с положительными или результативными поступками. Например, «твой поступок говорит о тебе, что ты очень добрый!».

Постоянные упреки, сравнения с другими детьми и акцент на недостатках формируют у ребенка ощущение собственной неполноценности («Все твои друзья умеют плавать, а ты так и не можешь научиться!).  Важно отличать конструктивную критику, которая направлена на улучшение, от уничижительных замечаний, которые подрывают уверенность в себе («Ты можешь научиться плавать, надо только больше уделять времени тренировкам, все остальное у тебя есть»). 

Важно формировать умение справляться с ошибками. Ошибки – это часть процесса обучения. Ребенку нужно помочь видеть в них возможность для роста и улучшения, а не запрет на дальнейшие попытки в достижении цели («Пусть ты ошибся и не получилось, это всего лишь значит, что нужно попробовать по-другому, ошибка просто говорит, как не надо делать, а не то, что надо отказаться от цели»).

Любовь и безусловное принятие – основа здоровой самооценки. Ребенок должен знать, что его любят независимо от того, какие ошибки он совершает или каких успехов достигает. Родители могут показывать своему малышу, что они принимают его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками («Даже если у тебя пока не получается читать, я верю, что ты способный, я тебя люблю!»).

Когда родители прислушиваются к своим детям, учитывают их интересы и позицию, то они показывают ребенку уважительное отношение к его мнению и чувствам и тогда дети начинают уважать самих себя и доверять своим решениям.

Родительское поведение является примером для подражания. Если родители демонстрируют уверенность в себе, уважение к другим людям и умение справляться с проблемами, эти качества будут перениматься ребенком. 

Формирование здоровой самооценки у детей — это процесс, который во многом обеспечивается родителями. Они могут внести огромный вклад, создавая отношения с ребенком для формирования здоровой самооценки и сильной личности, что позволяет лучше справляться с жизненными трудностями, проявлять большое стремление к достижению своих целей и стремиться к личностному росту.

Полина Владимировна Коваленко, педагог-психолог методического отдела МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *