Стихотворения на новогоднюю тематику появились относительно недавно. Для А. С. Пушкина, например, Новый год не был источником вдохновения, а вот поэты Серебряного века любили отмечать первый праздник года. И хотя до революции главным все же было Рождество, новому празднику в поэзии тоже нашлось место.
Новогодние стихотворения – это особый жанр детской литературы, который помогает создать праздничное настроение и погрузиться в атмосферу зимней сказки. Такие стихи написаны для детей с любовью и простотой, чтобы каждый ребёнок мог понять и почувствовать волшебство Нового года. Советские и российские поэты внесли значительный вклад в создание новогодних стихотворений, ставших классикой для многих поколений.
В советское время Новый год был главным зимним праздником, о котором создавалось много произведений для детей. Новогодние стихотворения часто включались в сборники, звучали на утренниках и праздниках – дарили детям ожидание праздника. Известные поэты писали стихи, которые легко запоминались и были просты для исполнения на сцене, что способствовало их популярности.
Самуил Яковлевич Маршак – русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик и сценарист. Является одним из самых ярких советских поэтов, чьи стихотворения для детей стали популярными во многих семьях. Его новогодние стихи отличаются теплотой, добротой и умением говорить с детьми на простом языке. В своих произведениях он часто изображал зиму как дружелюбное и радостное время года, полное чудес и веселья. Примером может служить его стихотворение «Что растет на елке?».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
Еще одна представительница этого жанра – Агния Барто. Она известна своим особым подходом к детской поэзии, благодаря которому каждый ребёнок мог узнать себя в стихотворениях. Они помогали детям воспринимать Новый год как важное и весёлое событие. А. Барто с лёгкостью описывала простые жизненные ситуации, а её герои – это дети, которые с нетерпением ждут ёлку, подарки и праздники.
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
Основными темами новогодних стихотворений советских авторов были зимняя природа, радость праздника, дружба и помощь. Поэты описывали красоту снега, ёлок, мороза, что добавляло произведениям романтики и волшебства. Новый год ассоциировался с подарками, ёлкой и новогодним утренником, на котором дети исполняли стихи. Сюжеты, в которых дети помогают Деду Морозу или друг другу, часто присутствуют в стихах.
Сергей Владимирович Михалков – советский и российский писатель, драматург, публицист, баснописец, переводчик, сценарист, общественный деятель и военный корреспондент. Широкую известность получил как автор детских стихотворений. До сих пор ни один детский утренник не проходит без этих родных сердцу строк. И каждый взрослый человек в этот момент становится ребенком.
В постсоветский период традиция новогодней поэзии для детей продолжила своё развитие. Современные российские поэты добавили в свои произведения новые акценты: появились темы семейного тепла, ожидания волшебства, и, конечно, продолжилось воспевание зимней природы.
Любимец детей – Эдуард Успенский, известный российский детский писатель, также вносил вклад в создание новогодних стихотворений. Его стихи и рассказы отражали юмор, живость и теплоту, которые находили отклик у детей и взрослых. В своих произведениях Успенский нередко изображал новогодние приключения, где герои проявляют смекалку и находят выход из сложных ситуаций.
Борис Заходер – советский, российский писатель и поэт, переводчик, сценарист, автор многих детских стихотворений и переводов, создавал произведения, в которых сочетались доброта и юмор. Его новогодние стихи привлекали детей яркими образами, а также лёгким и радостным стилем, что делало их доступными для понимания и запоминающимися.
Сейчас многие поэты продолжают писать новогодние стихи, вдохновляясь советской классикой и добавляя особенности современных реалий. Эти стихи часто наполняются семейными традициями и акцентируют внимание на доброте, дружбе и взаимной поддержке. Новый год для детей остаётся временем, когда можно верить в чудеса, а новогодняя поэзия поддерживает эту веру.
Новогодние стихотворения для детей от советских и российских поэтов – это не просто рифмованные строки, а часть праздничной культуры, которая помогает детям ощутить волшебство и радость Нового года. От классиков – Маршака и Барто – до современных авторов – все они создают удивительную атмосферу ожидания праздника, когда дети, как и много лет назад, учат наизусть стихи для утренников и верят в доброго Деда Мороза. Эти стихи живут в памяти поколений, передаваясь от семьи к семье. Они стали неотъемлемой частью новогоднего праздника, как ёлка и гирлянды, помогая детям и взрослым соединиться с волшебством этого времени. Многие из них посвящены традиционным образам праздника – Деду Морозу, Снегурочке, сверкающей ёлке и зимней природе, которая словно оживает в каждом стихотворении.
Кроме того, новогодние стихи для детей часто сочетают веселье с лёгким назиданием. Поэты подчеркивают важность хороших поступков, дружбы и помощи другим. Через такие произведения дети учатся отзывчивости, внимательности и теплоте. Стихи помогают создать уютную атмосферу и добавляют ощущение чуда, которое можно творить собственными руками: помогать родителям наряжать елку, рассказывать стихи бабушкам и дедушкам или просто верить в чудо новогодней ночи. Новогодняя поэзия воспитывает в детях умение радоваться, верить в добро и поддерживать его. Читая стихи, дети как бы становятся участниками праздника и учатся тому, как важно в Новый год дарить друг другу тепло и внимание. Эти стихи не просто развлекают, но и помогают детям сформировать эмоциональную связь с праздником, учат видеть не только внешние атрибуты, но и ценить внутренний смысл – заботу и радость, которую мы приносим близким.
Современные поэты продолжают писать новогодние стихи, вдохновляясь не только классикой, но и сегодняшними реалиями. Это позволяет детям воспринимать Новый год как личный праздник, наделённый традициями их семьи и уникальным семейным теплом. Для себя я открыла современных поэтов Максима Сергеевича Сафиулина и Ольгу Викторовну Фокину. Тематика их творчества разнообразна. Они пишут не только о зиме, снеге и зимних праздниках (Новый год, Татьянин день, День студентов), но и о других, интересных детям и взрослым, событиях. Максим Сергеевич – член Союза детских и юношеских писателей, член Международной гильдии писателей (Германия), член Интернационального Союза писателей, член Международного Союза писателей «Новый Современник», композитор, поэт, музыкант, автор-исполнитель. Ольга Викторовна – член Союза детских и юношеских писателей, член Международной гильдии писателей (Германия), член Интернационального Союза писателей, член Союза журналистов России, поэт, прозаик. Эти сибирские поэты – организаторы творческого объединения «СТИМУЛ» (г. Усть-Илимск, Иркутская область), а также авторы девяти книг, имеющих международный стандартный номер, опубликованных в ведущих издательствах и рецензированных профессиональными литераторами.
Зима (Снег кругом)
Дружно падают снежинки,
Осыпая все дома
И деревья, и тропинки.
Значит, к нам пришла зима!Белый, мокрый, мягкий, лёгкий
И пушистый, ледяной.
Дружно мы катались с горки,
Снег летел вслед за толпой.
По щекам уже морозец,
И сверкает снег кругом.
А весна и лето, осень
Не поведают о том,
Как прекрасен вальс снежинок,
Как лепить снеговика.
Величавая картина,
Если царствует зима!
Новогодние стихи, таким образом, остаются живыми, помогая детям и взрослым с каждым годом заново погружаться в атмосферу праздника и верить в чудо, которое приносит наступающий год. Новогодняя поэзия, созданная советскими и российскими авторами, играет важную роль в жизни каждого ребёнка. Она делает Новый год не просто праздником, а доброй и светлой традицией, частью душевного мира ребёнка. Эти стихи помогают ощутить, как с приходом зимы и волшебной новогодней ночи что-то меняется, как бы приглашая нас всех стать чуть добрее и светлее.
Татьяна Александровна Леньшина, педагог дополнительного образования отдела «Центр туризма и краеведения «Салют» МАУДО «ДТДиМ»