В статье раскрывается проблема правильного определения способностей ребенка родителями. Раскрывается формула, указывающая на потенциал ребенка, предрасположенность к какой-либо деятельности. Статья будет интересна родителям, стоящим вместе со своими детьми перед выбором кружка или творческого объединения.

Успех человека, в том числе и профессиональный, может быть заложен родителями еще в детстве, если им удастся правильно разглядеть и развить способности ребенка. Этим обуславливается желание многих родителей пораньше определить малыша в соответствующий развивающий кружок или спортивную секцию. Как радуется родитель, когда видит, что ребенок выделяет для себя какую-то деятельность по сравнению с другими, ведь это, по мнению родителей, явно говорит о способностях малыша. Наблюдая как кроха много рисует или, услышав звуки музыки, незамедлительно начинает пританцовывать или напевать, во дворе первым делом играет в футбол, сразу приходят мысли, а потом и твердое решение записать ребенка в художественную, музыкальную школу или на футбол.

Но проходит какое-то время, и наш футболист или певица не хотят посещать секцию. Выясняется, что в футбол не особенно получается играть, певица в ноты не попадает, у танцовщицы нет чувства ритма, танцует тяжело… В такой ситуации одни родители начинают настаивать на продолжении посещения кружка: проявится способность, научится – рассуждают они. Другие предлагают своему ребенку другую секцию – аналогичную или противоположную: надо же развивать ребенка, искать способности. Но по факту никакой предрасположенности, способностей у ребенка и не было еще до того, как его записали на секцию, а был лишь интерес или симпатия к пению, танцам, футболу.

Здесь возникает вопрос: как выбрать секцию, чтобы была максимально полезна ребенку, развивала его сильные стороны, а у него был устойчивый интерес к занятиям? А для этого надо разглядеть именно сильные стороны ребенка, его индивидуальные способности и не перепутать их с чем-то другим. Так как ребенок – это маленький исследователь, он будет проявлять интерес к разным сферам деятельности (танцы, спорт, творчество), пробовать их на практике. Какие-то будут вызывать у него интерес, сильные эмоции, но именно способностей к этому может и не быть. Поэтому родителям очень важно разобраться что же такое на самом деле способности и на что обратить внимание в ребенке, чтобы быть уверенными, что это именно потенциал, а не временный интерес или симпатия к какому-то процессу (пению, рисованию).

Способности можно определить, как свойства и качества личности, которые являются условиями успешности в освоении и реализации какой-либо деятельности. Советский психолог Б.М. Теплов так писал о способностях: «Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения». Это качества личности, позволяющие человеку быть в чем-то успешным. Если способность представить себе формулой, то можно записать ее так: способность = легкость + интерес + достижения.

Чтобы вычислить наличие конкретной способности у ребенка нужно проанализировать ее компоненты: легкость, с которой малыш справляется с каким-либо процессом с одной стороны, при неугасаемом интересе к разным сторонам процесса (как бы легко не удавалось ребенку рисовать персонажей любимых мультиков, он будет все больше стремиться разглядеть, интересоваться механизмами рисования других изображений), а указующим критерием, сигналом способности будут достижения (результаты), то есть его рисунки будут заметно, качественно выделяться по сравнению с рисунками сверстников или даже ребят постарше. Лишь при наличии всех компонентов формулы можно предположить, что у ребенка есть некоторый потенциал, при развитии которого появится устойчивое умение в какой-либо деятельности.

Также нужно приглядеться к тем качества личности – маякам, которые входят в состав различных видов способностей:

творческие: изобретательность в различных играх, излагает неординарные идеи, обладает эмоциональной памятью, необычный подход, реализует оригинальные идеи;

художественные: ярко проявляет ощущение цвета, умеет гармонично их сочетать, различает множество цветовых оттенков, интересуется приемами работы с рисунком, с удовольствием рассматривает окружающий мир, видит нюансы и красоту окружающего, замечает мелкие детали, может создавать абстрактные композиции, стремится преобразить предметы вокруг себя;

музыкальные: хорошая память на звуки, песни, точное и легкое воспроизведение мелодии, чувство ритма, правильные движения в такт, много поет или тянется к инструментам, эмоционально реагирует на настроение музыки, легко и с удовольствием подпевает, при повторении звуков максимально повторяет образец (не фальшивит), может сочинять мелодии;

артистические: эмоциональная чувствительность, любовь к выступлениям, с помощью мимики и жестов достоверно подражает другим людям, персонажам, развитый музыкальный слух, неиссякаемое воображение, богатый словарный запас, при выражении эмоций, в общении умеет использовать яркие слова, которые не оставляют никого равнодушным; любит похвалу и поощрение;

 публицистические (журналисты, писатели): зачитываются книгами, придумывают свои истории, сочиняют стихотворения, отличаются богатой фантазией, быстро приобретают большой словарный запас;

спортивные: подвижность, упорство, ловкость, координация, выносливость, старается организовать различные игры сам, используя при этом разнообразные спортивные элементы, хорошо держит равновесие, легко и точно переходит к различным движениям, выполняет любые упражнения лучше других, при нагрузках практически не чувствует усталости; лидерские черты, готовность и любовь к соревнованиям;

математические: хорошо запоминает различные математические знаки, символы, ориентируется во времени, быстро вычисляют, измеряют, улавливает порядок, в котором должны быть расположены элементы системы, устанавливает причинно-следственные связи;

способности к естествознанию: стремится разгадать, осмыслить сущность явлений и предметов, задает вопросы об окружающем мире и его устройстве, много вопросов «почему…», любит экспериментировать, стремится классифицировать окружающие предметы, читать предпочитает энциклопедии;

технические способности: ранний интерес к числам и операциям с ними, нравится все, что связано с вычислением; легко концентрирует внимание на мелочах, интересуется внутренним устройством игрушек, бытовой техникой, легко определяет время по часам. Конечно, не простая это задача – безошибочно разглядеть способности своего ребенка. У каждого родителя есть свое мнение на эту тему. Для большей полноты, объективности решения задачи, мнение о потенциале ребенка можно обсудить с воспитателями и педагогами. Точность решения этой задачи напрямую влияет на развитие сильных сторон и может сыграть важную роль в будущем ребенка. Только увидев, что нравится делать ребенку, насколько у него это легко и хорошо получается, оценив качество результатов той деятельности, которая ему интересна, в сравнении с другими детьми, и убедившись в устойчивости его любознательности к этой деятельности, можно реально увидеть перспективы ребенка и грамотно подобрать нужную секцию.

Полина Владимировна Тимошенко, педагог-психолог методического отдела МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *